Система частичной рециркуляции выхлопных газов была внедрена для улучшения экологических показателей двигателей и снижения расхода топлива. Наиболее проблемным элементом системы EGR является клапан, который забивается сажей на дизелях. По этой причине владельцы превентивно глушат систему, что может привести к проблемам при дальнейшей эксплуатации.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Тенденция к внедрению мер по снижению токсичности отработавших газов наметилась в 70-х гг. прошлого века. Двигатели стали оснащать каталитическими нейтрализаторами и карбюраторами с возможностью электронного управления, которые затем вытеснила система впрыска. Рециркуляция отработавших газов устанавливалась на бензиновых двигателях, но особенно часто – на дизелях. Дизельный двигатель всегда работает на обедненной смеси, что приводит к повышению содержания оксидов азота в выхлопе. На современных бензиновых двигателях рециркуляция реализована регулировкой фаз газораспределения – подача отработавших газов ведется в момент перекрытия клапанов и не требует установки клапана EGR.
Принцип работы
Атмосферный воздух в основном состоит из газообразного азота и кислорода. Образование оксида азота возможно только при повышенном давлении и высокой температуре, а именно эти условия одновременно достигаются в цилиндрах дизеля. Внести корректировки в процесс образования оксидов можно двумя способами, один из которых – снижение давления – недостижим. По этой причине для борьбы с повышенным содержанием оксидов азота уменьшают температуру рабочего процесса путем ввода в камеру сгорания небольшой порции негорючих отработавших газов. Заодно достигается снижение концентрации кислорода, необходимого для формирования оксидов азота.
Клапан EGR регулирует подачу отработавших газов и может иметь разный привод. Первые системы оснащались пневматическим управлением, которое впоследствии заменила электроника, интегрированная в систему управления двигателем. Режим работы системы рециркуляции зависит от типа двигателя и ряда других факторов – температуры антифриза, нагрузки на двигатель. В системе рециркуляции устанавливается радиатор для охлаждения выхлопных газов перед возвратом в цилиндры. Электроника может отключать теплообменник, расширяя диапазон регулировки температуры рабочего процесса в цилиндрах.
Проблемы
В потоке выхлопных газов могут присутствовать примеси сажи, которые оседают на стенках системы рециркуляции. Подтекающее через немного изношенные маслосъемные колпачки масло способствует дополнительному нагару на штоках клапанов. В результате не исключен обрыв клапана или его зависание.
Интенсивность образования нагара зависит от условий эксплуатации и качества топлива. Самое минимальное количество примесей содержится в арктических сортах, имеющих низкую температуру застывания. Обильный слой нагара опасен риском отрыва крупных фрагментов, способных оставить задиры на зеркалах цилиндров и повредить крыльчатку турбины.
Интенсивность загрязнения контура рециркуляции и клапана зависит от производителя двигателя. Чаще всего проблема встречается на японских дизелях, европейские моторы менее склонны к зарастанию каналов рециркуляции ОГ нагаром. Точных объяснений такому феномену нет – большинство владельцев сходится во мнении, что в европейских агрегатах меньше содержание механических примесей в выхлопных газах.
Уход
При эксплуатации автомобиля с двигателем, оснащенным системой рециркуляции газов, нужно периодически очищать клапан, теплообменник и каналы подачи газов от нагара. Процедура требует снятия головки с двигателя и является достаточно дорогостоящей и длительной по затратам времени. Другое решение – принудительное отключение системы рециркуляции, что сопряжено с рядом проблем.
Можно ли отключить
Отключение любой системы, предусмотренной производителем, сказывается на режиме работы двигателя. Устранение клапана EGR практически всегда связано с нежеланием владельца вкладываться в содержание и качественный ремонт автомобиля. На дизелях старой конструкции с пневматическим клапаном EGR деактивация может быть оправдана отсутствием запчастей. Кроме того, отключенная рециркуляция практически не сказывается на работе двигателя, дизель может активнее реагировать на изменение положения педали газа.
Клапан EGR с электронным управлением заглушить сложнее – требуется «отшить» рециркуляцию через программу. Кроме того, не исключено повреждение деталей отработавшими газами с повышенной температурой – материал с целью экономии сделан менее жаропрочным. С другой стороны, случаи выхода из строя турбины из-за перегрева ротора слишком горячими газами носят единичный характер и, скорее всего, не связаны с отключением системы рециркуляции. На ряде двигателей отказаться от рециркуляции и клапана EGR невозможно – в этой ситуации владельцу остается только периодически чистить систему и менять изношенные элементы.
Исправный двигатель дает немного сажи, часть из которой попадает в систему рециркуляции и благополучно проходит через цилиндры. Интенсивное загрязнение клапана и каналов связано с высоким уровнем расхода масла, что свидетельствует о наличии проблем с двигателем. При износе поршневой группы часть масла выбрасывается с выхлопом, попадает в контур рециркуляции и забивает его. Таким образом, по состоянию системы можно делать выводы о степени износа двигателя.
Заключение
Отключение клапана EGR и системы рециркуляции нецелесообразно, поскольку сказывается на работе двигателя. В большинстве случаев владельцы не обратят внимания на изменение поведения мотора, а увеличение содержания оксидов азота в выхлопе будет вообще незаметным. Удаление EGR приводит к повышению токсичности отработавших газов, но на такой «пустяк» в российских реалиях практически никто не обращает внимания.