На ряде автомобилей используется площадка под регистрационный знак квадратной формы. Ранее владельцам приходилось устанавливать переходные рамки и переносить плафоны подсветки, поскольку стандарт предусматривал изготовление только прямоугольных пластин номеров. Несколько лет назад стандарт модернизировали и ввели квадратные знаки, что позволяет установить номера на автомобили без кустарных доработок или изгибания пластин.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общая информация
Площадки под задние пластины номеров квадратной формы использовались на советских машинах выпуска до 1980-81 гг., а также применяются на автомобилях для рынков Северной Америки, Японии и еще ряда государств (в Японии используются и передние знаки квадратной формы). При покупке такого транспортного средства в России владелец сталкивался с проблемой при установке стандартного номерного знака. Собственники выгибали номера по месту установки, использовали переходные панели либо крепили номера непосредственно к бамперу вне зоны подсветки.
Все способы кустарной установки считаются нарушением ПДД, инспектор ГАИ может оформить нарушение по статье 12.2 КоАП РФ, согласно которой виновный должен оплатить штраф в размере 5000 руб. либо лишиться прав на срок 1-3 месяца. Справедливости ради стоит заметить, что дорожная полиция редко прибегала к таким кардинальным мерам наказания. Штраф или лишение прав грозит только в случае явного нарушения ПДД – установки номера таким образом, что его невозможно прочитать частично или полностью.
ПДД и ГОСТ
В августе 2020 г. был введен модернизированный стандарт ГОСТ Р50577-2018, который регламентирует типоразмеры пластин регистрационных знаков. Новый норматив вытеснил стандарт от 1993 г., который изрядно устарел и не учитывал ряд нюансов. По новому ГОСТ появилась возможность изготовления пластин квадратной формы с написанием букв и цифр в две строки. Ранее спереди и сзади устанавливались номера единого размера 520х112 мм. Теперь владелец может заказать пластины с габаритами 290х170 мм, соответствующими выемкам под номера на автомобилях для рынка Северной Америки.
Пластины не соответствуют площадкам японских автомобилей, рассчитанных на свой типоразмер номера (330х165 мм). В большинстве случаев знаки устанавливаются нормально, хотя отмечены случаи проблем с монтажом из-за большой высоты. Проблемы связаны с неправильной разметкой отверстий и достаточно быстро решаются корректировкой монтажных точек. Пластины отлично подходят для старых советских машин, номерные площадки которых рассчитаны на знаки образца 1959 г. с белыми литерами на черном фоне.
Квадратный (точнее – все равно прямоугольный, но с другим соотношением сторон) номер содержит в верхней строке одну букву и три цифры, вторая строка рассчитана на две буквы. Нижний правый угол выделен для кода региона и обозначения принадлежности номера к РФ. По остальным характеристикам новый типоразмер знака ничем не отличается от старого образца. Дорожные камеры прекрасно распознают информацию, нанесенную на пластинах.
Место установки
В стандарте ГОСТ четко прописаны места для монтажа пластин. Таким образом, владелец не может установить квадратный номер на автомобиль, рассчитанный на прямоугольную пластину. В случае нарушения владелец рискует получить штраф 5000 руб. или расстаться с правами на срок от 1 до 3 месяцев. ГОСТ изначально допускал использование пластины квадратной формы только на задней части автомобиля. Спереди владелец должен был использовать только типовой прямоугольный знак вне зависимости от конфигурации площадки.
В случае нарушения штраф составлял 500 руб. в соответствии со статьей 12.2 КоАП РФ. Введение заднего квадратного знака во многом продиктовано необходимостью улучшения читаемости в условиях плохой видимости. Кустарная подсветка плохо освещает пластину, не говоря уже о случаях подгонки прямоугольного номера под штатное место установки. С 30 октября 2023 г. вступил в силу скорректированный ГОСТ, позволяющий ставить квадратные номера спереди и сзади.
Новый стандарт позволил отказаться от пробивки отверстий на пластинах на стадии изготовления. Владелец автомобиля должен самостоятельно просверлить отверстия, учитывая расположение креплений на площадке и ограничения. Не допускается пробивка отверстий на отбортовке по кромке пластины, на поле государственного флага и на литерах. Для крепления можно просверлить не более 4 отверстий диаметром до 7 мм. Допускается использование болтов или винтов со светлым покрытием, черные головки являются нарушением.
Место получения
Новый ГОСТ позволяет получать номера не только в ГАИ, за которой осталась только обязанность регистрации. Владелец должен зарегистрировать машину в ГАИ и получить номер, а сами пластины заказать в компании, имеющей право изготовлять государственные регистрационные знаки. Перечень компаний, имеющих такие разрешения, имеется на сайтах региональных подразделений ГАИ.
Подобное новшество введено из-за появления разных типоразмеров пластин, в противном случае ГАИ пришлось бы заказывать комплекты знаков с одинаковыми номерами, но отличающимися габаритами, что создавало бы путаницу и увеличивало стоимость пластин. Владелец может зарегистрировать и сразу получить в ГАИ только пластины стандартного российского образца. Квадратные знаки изготавливаются только сторонними компаниями. Стоимость изготовления регулируется ФАС и по состоянию на 2024 г. не может превышать 2000 руб. В зависимости от региона и компании квадратный знак обойдется заказчику в 800-1300 руб., а стоимость всего комплекта практически приближается к оговоренной ФАС планке и составляет 1800-1900 руб.
Заключение
Для получения квадратных номеров нужно зарегистрировать автомобиль в ГАИ, а затем обратиться в компанию, имеющую право на изготовление пластин. Важно помнить, что квадратный знак можно установить на задней и передней части автомобиля, при условии что места монтажа рассчитаны на такие номера. С 2020 г. на пластинах нет штатных отверстий, владелец машины должен сам пробить отверстия, учитывая требования ПДД.